Извлечение Из Теодота

   Духовное семя.

   1, 1. "Отец, в руки твои отдаю мой дух."

   "София, - говорит Теодот, - облекла Логос в телесную оболочку, в духовное семя. Облачённый в неё пришёл в мир Спаситель". Значит, во время распятия передал он Софию Отцу для того, чтобы не могли овладеть ею те, кто в силах это сделать. Так согласно речениям передал он всё духовное семя, т. е. природу избранных, своему Отцу.

Мы называем избранное семя искрой, зажжённой Логосом, зрачком глаза, горчичным зерном и закваской, которая объединяет в вере те роды, которые иначе оказались бы расколотыми.
Последователи же Валентина полагают, что в дух избранных ко спасению людей, пребывающих ещё в состоянии сна, было помещено Логосом это духовное семя, которое есть истечение ангельской природы, для того, чтобы он ( дух) не был выброшен вовне. Это семя было как закваска, объединяющая то, что было разделено, а именно: душу и тело, то есть то, что было произведено Софией по отдельности. Душа же поддерживается в нерушимом состоянии духовным семенем. Таким образом, духовная сперма в духе, подобно ферменту, способствует росту и развитию тела и души. Поэтому Спаситель и говорит: " Да спасён будешь ты и твоя душа".


   Миссия Спасителя.

   И когда он пришёл, он пробудил душу, зажегши искру. Ведь слова Бога -- это сила, или, как сказано: " Да будет свет ваш светить людям". Как и после воскресения он вдохнул Дух в дух апостолов, сдувая и прогоняя пыль, как пепел, и оживляя искру.


   Гностический экзегесис пролога Евг. от Иоанна.

   Слова " Вначале был Логос, и Логос был у Бога, и Бог был Логос" последователи Валентина понимают так: они говорят, что "Начало" -- это Единородный, он же есть Бог, как это становится ясно из последующего стиха: "Единородный Бог, сущий во чреве Отчем, он явил". Тот же Логос, что был в Начале, т. е. в Единородном, - Разум и Истина, - означает Христа, Логос и Жизнь. Поэтому его справедливо также называть Богом, поскольку в нём Бог-Разум. И то, что ещё есть в нём, в Логосе: это -- Жизнь, которая является его Супругой. Поэтому Господь и говорит: "Я есть Жизнь".


   Гнозис - Замысел Отца. Логос внутренний и произошедший вовне.

Отец, будучи изначально неведомым, пожелал открыться через Сына Эонам. Для этого он проявил себя насколько это возможно через Свой замысел в Единородном, который является духом знания, сущим в знании. И Единородный, который возник через знание, т. е. через Замысел Отца, стал знанием, т. е. Сыном, поскольку "Отец познаваем через Сына". (Ин. 1, 4) И дух любви смешался с духом знания, как Отец с Сыном и Замысел с Истиной, а от Истины произошло, посредством Замысла, знание. А Единородный Сын, "пребывающий во чреве Отчем", с помощью знания объяснил Замысел Эонам, как если бы он произошёл из чрева Отца.


   Стр. 189 - 190. ШКОЛА ВАЛЕНТИНА.

   "И Логос стал плотью" не только после пришествия в образе человека, но "от начала" Логос изначально сущий, когда он стал Сыном. Отпрыск же этого сущего Логоса называется Спасителем, потому что "вначале был Логос, и Логос был у Бога". "И всё, что от него возникло, в нём имеет жизнь". Жизнь и есть Господь.

"Облачившись в одежду нового человека, сотворённого Богом", ап. Павел говорит в следующем смысле: верь Логосу, сотворённому Богом, истинному Богу и в Боге.


   Мужское и женское семя.

   Согласно последователям Валентина, слова: "Он создал их по образу Бога, мужчиной и женщиной создал их", - указывают на тончайшее истечение Софии, из которого произошли мужчины в качестве избранных и женщины - в качестве званных, и мужское начало называется ангелическим, женское же -- от него отличительным семенем. Именно так Адам остался мужчиной, а всё женское семя было удалено из него, образовав Еву. И от неё произошли все женщины, а от него -- мужчины. Далее, мужчины следуют за Логосом, женщины же, соединившись с ангелами, принимают в себя мужскую природу и восходят в Плерому. Поэтому сказано, что женщина превратится в мужчину, а Церковь -- в ангельское собрание.
(Примечание: Женское семя означает душевное начало, мужское - духовное)


   Духовное крещение.

   Почему апостол говорит: "Что ещё могут они сделать, крестящиеся для мёртвых?" Он говорит о том, что ангелы крестились ради нас, поскольку мы -- их часть. Мы же -- мёртвые, то есть мы умерщвлены причастностью к этому состоянию по вере. Живы только мужи, превзошедшие их. "Если мёртвые не воскресают, зачем нам креститься?" Мы воскреснем равными ангелам, объединив мужские части в одно целое. Те, кто "крестились ради нас, мёртвых" -- есть ангелы; они крестились ради того, чтобы и мы были причастны Имени и не были задержаны на нашем пути к Плероме Пределом и Крестом. Поэтому в конце сказано о наложении рук "для ангельского искупления", то есть для такого искупления, которому причастны и ангелы, и благодаря которому каждый, получивший его (ангела), может быть крещён тем же Именем, которым был крещён до него ангел. Ангелы же были крещены в самом начале тем же искупительным Именем, которое в виде голубя спустилось на Иисуса во его искупление. Ведь и самому Иисусу крещение было необходимо, как говорит Теодот, для того, чтобы его не задержала Мысль (Эннойа), которая препятствует прохождению через Софию.

(Примечание: Демиург (иначе Топос) и подвластные ему силы препятствуют Иисусу и избранным войти в Плерому. Именно поэтому далее говорится, что миссия Иисуса состоит в том, чтобы обеспечить избранным "путь на родину".)


   Иисус как Параклет и совокупный Плод Эонов.

   Последователи Валентина называют Иисуса Параклетом, поскольку он пришёл в полноте Эонов, выделевшись из целого. Иисус, пройдя через Софию, которая произвела его, вошёл в Плерому, чтобы попросить помощи, оставив её вовне. Поэтому Иисус был послан с благоволения Эонов вниз в качестве посредника и адвоката для того, чтобы действовать вместо того Эона, которым является воскрешённый Иисус.
Подобно этому Параклету Павел стал апостолом Воскресения, и сразу же после страстей Господа он был послан проповедовать. И проповедовал он его двумя различными способами: как рождённого и страдающего тем, кто слева, поскольку они, хотя и будучи в силах понять, не могут без страха воспринимать его как он есть, и духовным образом через Святой Дух и Деву, так как ангелы справа знают его.


   "Логосы".

   Валентиане определяют ангела как Логос, посланный от Сущего. Используя ту же терминологию, они называют Эоны Логосами. Апостолы, согласно им, заменили собою двенадцать знаков Зодиака, поскольку если Зодиак управляет рождением, то апостолы -- возрождением.


   София и Церковь -- видимая оболочка Иисуса.

   Согласно Теодоту, София и Церковь были видимой частью Иисуса Христа, в которые он облачился как в плоть, - это есть семя избранной природы. Имя же -- это его невидимая часть, так как он есть Единородный Сын. Поэтому словами "Я есть дверь" он хочет сказать, что "избранное семя должно подойти к Пределу, у которого я нахожусь". Когда же он сам войдёт, избранное семя войдёт вместе с ним в Плерому, собранное вместе и ведомое им.


   Структура Плеромы.

   Несмотря на единство Плеромы, каждый из Эонов в ней имеет парный себе (Эон) -- сизигию. И всё, что происходит из сизигии, само является полным; а всё то, что берёт начало в Едином, является его образом. Поэтому Иисуса, который произошёл от мысли Софии, Теодот называет образом Плеромы. Оставив свою мать, он поднялся в Плерому и смешался там со всеми остальными, в том числе и с Параклетом. Таким образом, он стал как бы приёмным сыном, поскольку он был избран среди Совершенных и сделался Первородным среди этих сущностей.


   Происхождение другого Архонта этого мира.
   (Топоса или Пространства)

   Они говорят, что Иисус, рождённый из разума Софии, стремясь избегнуть того, что ему чуждо, вернулся в Плерому. Мать же его, тоскуя по нему, произвела другого Архонта этого мира по подобию предыдущего. Он оказался лучше прежнего, поскольку был образом Отца всего, но стал меньшим, поскольку возник по причине страдания и желания. И она была возмущена, видя такую жестокость, как они говорят.


   Левые и правые.

   После прихода Света благородные силы, снизошедшие на изначально стоящих справа от неё, не придали им никакой новой формы, в то время как стоящие слева были оформлены Топосом (Пространством). После того, как Мать, вслед за Сыном и семенем, отойдут в Плерому, Топосу достанется та власть и положение, которое ныне она занимает.


   Миссия Иисуса и ангелов.

   Иисус, наш Свет, согласно апостолу, опустошил себя, (Фил. 2, 7), то есть согласно Теодоту, будучи посланником Плеромы, он перешагнул Предел и вывел вслед за собою из этого мира избранное семя. Ныне же он сам является избавителем, пришедшим из Плеромы, он же привёл ангелов для исправления семени, которые приставлены к каждому из нас в отдельности и зовут нас за собою. И поскольку этой связью с нами они ограничены в своём стремлении вверх, они просят за нас, чтобы и им вернуться вместе с нами. Можно сказать даже, что это они нуждаются в нас для того, чтобы войти (назад в Плерому), поскольку им не позволено возвращаться назад без нас. (Поэтому даже сама Мать не может вернуться без нас, как они говорят, ведь все они связаны ради нас.)

Ангелы, приставленные к нам, возникли как одна сущность и все вместе вышли из Единого. Но поскольку мы - единичные сущности, сам Иисус, будучи по природе неделимым, погрузился в этот мир и разделился для того, чтобы впоследствии объединиться с нами в Плероме и чтобы "многие" стали одним, а Полнота, разделённая ради нас, снова объединилась в одно целое.

   Топос (Пространство).

   Согласно валентианам, произошедшие от Адама праведники, совершая свой путь посреди тварного мира, были захвачены Топосом, остальные же пребывают слева во тьме и страдают от огня.
Огненная река протекает мимо трона Топоса и ввергается в бездонную пустоту творения, то есть в Геену, которую огонь этот не может заполнить, хотя течёт от начала творения. Но и сам Топос имеет огненную природу. По этой причине, как они говорят, он сокрыт за занавесью, чтобы тварные сущности не ослепли, глядя на него. Только архангелы допущены к нему, и, как символическое напоминание об этом, первосвященник входит раз в год в Святое Святых. Для этого Иисус был призван спуститься в Пространство, чтобы обитающие его духи не покинули его раньше времени, а так же, чтобы укротить Пространство и подготовить для семени путь в Плерому.


   Три природы: избранные, званные и "промежуточные".

   Мать родила Иисуса совершенным, но после того, как он покинул её, она более была не в силах произвести совершенное и создавала в меру своих возможностей. Создав званные и пространственные "ангелические сущности", она оставила их при себе. А ангелические избранные сущности были уже до того созданы Мужем, то есть Логосом.

Те, кто справа, были созданы матерью ещё до того, как был призван на помощь Свет, семя же Церкви было создано позже, то есть уже после того, как избранные сущности ангелической природы были созданы Мужем.

Высшее семя было произведено не в результате страсти, чтобы исчезнуть вместе с её исчезновением, и не как часть творения, но как отпрыск. По мере того, как всё творение совершенствуется, семя совершенствуется вместе с ним. Это происходит потому, что оно родственно тому Свету, который пришёл первым, то есть Иисусу, о котором просил Эоны Христос. Ведь именно в нём семя постепенно совершенствуется по мере того, как они продвигаются к Плероме. Поэтому о собрании избранных справедливо говорится, что оно было избрано до основания мира. Мы были, как они говорят, замышлены и явлены от начала. Об этом слова Спасителя: "Пусть ваш свет сияет". Имеется в виду свет, который проявляет и придаёт форму и о котором апостол сказал: "…Тот, что светит каждому, пришедшему в мир" (Ин. 1, 9), избранному семени. После того, как Человек был просвещён, он вошёл в мир (космос), то есть оформил себя, и отсёк от себя страсти, которые затемняли его душу и мешали ему. (Этот человек) Адам, сущий от века в разуме Творца (Отца), был произведён им как венец творения.


   Символизм Креста.

   Крест есть знак Предела Плеромы, поскольку он отделяет верных от неверных и этот мир от Плеромы. Через этот знак Иисус, подняв семя на своих плечах, несёт его в Плерому. Поэтому они называют Иисуса плечами, а Христа -- головой семени. И сказанное: "Тот, кто не поднимет этот крест и не последует за мной, -- не брат мне", -- означает, что он (Христос) принял тело Иисуса, которое имеет ту же сущность, что и Церковь. Они говорят также, что те, кто справа, знали имена Иисуса и Христа ещё до пришествия, но им было не ведомо значение этого символа.

 

Вернуться на главную страницу

Сайт управляется системой uCoz