Апокриф Иоанна
"Это тайна рода недвижимого"

   1. Учение спасителя и откровение тайн, скрытых в молчании, и всех вещей, которым он обучил Иоанна, своего ученика.
Случилось это однажды, когда Иоанн, брат Иакова, - они сыновья Заведея, - вышел и подошёл к храму.
Встретил его фарисей - имя его Ариман - и сказал ему: "Где твой господин, которому ты последовал?" - И он сказал ему: "Место, откуда он пришёл, туда он снова возвратился". - Сказал ему фарисей: "Обманом этот назареянин ввёл вас в заблуждение и наполнил ваши уши ложью, и запер ваши сердца, и повернул вас от предания ваших отцов".
Когда я, Иоанн, услышал это, я двинулся от храма к горе, месту пустынному. Был я очень печален сердцем и сказал:"Почему избран спаситель? И почему он послан в мир своим отцом? И кто его отец, который послал его? И каков тот эон, к которому мы пойдём? И что подразумевал он, когда сказал нам: "Этот эон, к которому вы пойдёте, принял вид эона того, нерушимого?" Но он не учил нас о том, каков он".
В то время, когда я думал об этом в сердце моём, небеса раскрылись, и всё творение, что ниже неба, осветилось, и весь мир содрогнулся.

   2. Я испугался и пал ниц, когда увидел в свете юношу, который стоял предо мною. Но когда я смотрел на него, он стал подобным старцу, и он изменил свой облик, став как дитя, в то же время предо мною. Он был единством многих форм в свете, и формы открывались одна в другой. Будучи одним, почему он был в трёх формах? Он сказал мне: "Иоанн, Иоанн, почему ты сомневаешься или почему страшишься? Разве тебе чужд этот образ? Так не будь малодушным! Я тот, кто с вами всё время. Я - отец, я - мать, я - сын.
Я незапятнанный и неосквернённый. Ныне я пришёл наставить тебя в том, что есть, что было и что должно произойти, дабы ты мог узнать вещи, которые не открыты и научить тебя о совершенном Человеке. Теперь же подними лицо своё, иди и слушай, чтобы ты узнал те вещи, о которых я скажу сегодня, и мог передать это своим товарищам по духу, тем, кто из рода недвижимого совершенного Человека".
И я попросил его: "Скажи, дабы я мог постигнуть это". - Он сказал: "Единое это - единовластие, над которым нет ничего. Это - Бог истинный и Отец всего, Дух незримый, кто над всем, кто в нерушимости, кто в свете чистом, - тот, кого никакой свет глаза не может узреть. Он - Дух незримый. Не подобает думать о нём как о богах или о чём-то подобном. Ибо он больше бога; ведь нет никого выше него, нет никого, кто был бы господином над ним.

   3. Он ни в каком бы то ни было подчинении, ибо всё существует в нём одном. Он самодостаточен, потому что он не нуждается в чём бы то ни было, ведь он полностью совершенен. У него нет ни в чём недостатка, нет того, чем бы он мог быть пополнен. Но всё время он совершенен в свете. Он безграничен, ибо нет никого перед ним, чтобы ограничить его. Он непостижим, ибо нет никого перед ним, кто постиг бы его. Он неизмерим, ибо не было никого перед ним, чтобы измерить его. Он невидим, ибо никто не видит его. Он вечен, он существует вечно. Он невыразим, ибо никто не может охватить его, чтобы выразить его. Он неназываем, ибо нет никого перед ним, чтобы назвать его. Это - свет неизмеримый, чистый, святой, ясный. Он невыразимый, совершенен в нерушимости.
Не в совершенстве, не в блаженстве, не в божественности, но много избраннее. Он не телесный, ненетелесный. Он не большой, не малый. Нет возможности сказать, каково его количество, ибо никто не может постичь его. Он не из тех, кто существует, но много избраннее. Не так, как если бы он был избраннее по сравнению с другими, но то, что его, не причастно ни эону, ни времени. Ибо то, что причастно эону, было в начале создано. Он не был заключён во времени. Он не получил ничего, ибо нет никого перед ним, чтобы он получил от него нечто. Ибо он созерцает себя в своём свете чистом.

   4. Ведь он - величие. Неизмеримое величие! Он - Эон, дающий эон, Жизнь, дающая жизнь, Блаженство, дающее блаженство, Знание, дающее знание, Добро, дающее добро, Милость, дающая милость и спасение, Благодать, дающая благодать не потому, что имеет, но потому, что даёт милость неизмеримую, нерушимую.
Что я скажу тебе о нём? Его эон нерушимый, он неподвижен, он пребывает в молчании, он покоится. Он до всех вещей. Он - глава всех эонов. Это он даёт им силу по своему благу. Ибо не мы, мы не познали тех вещей, что неизмеримы, кроме того, кто всегда жил в нём, то есть Отец. Это он рассказал нам. Ведь он видит себя самого в свете, окружающем его. Это - источник воды жизни, он даёт всем эонам и во всех формах. Он узнаёт свой образ, когда видит его в источнике Духа. Он устремляет желание в свой свет - воду, это источник воды - света, окружающего его. И его Эннойа выполнила действие, и она обнаружилась, она предстала, она появилась перед ним в сиянии его света. Это - первая сила, бывшая до всех эонов и открывшаяся в его мысли, это Пронойа Всего, её свет, который светит, образ света, совершенная сила, то есть образ незримого девственного Духа совершенного. Она - сила, слава, Барбело, совершенная слава в эонах, слава откровения, слава девственного Духа.

   5. И она восхвалила его за то, что открылась. Это - первая мысль, его образ. Она стала материнским чревом всего, ибо она прежде, чем все они: Метропатор, первый Человек, святой Дух, трижды мужской, трижды сильный, трижды имённый, андрогин, и вечный эон среди незримых, первым явившийся.
Она попросила у незримого девственного Духа, то есть Барбело, дать ей предвидение. И Дух согласился. И когда он согласился, предвидение обнаружилось, и оно предстало близ Пронойи; оно - из мысли незримого девственного Духа. Оно восхвалило его и его совершенную силу, Барбело, так как оно стало существовать из-за неё. И снова она попросила дать ей нерушимость, и он согласился. Когда он согласился, нерушимость обнаружилась, она предстала близ мысли и предвидения. Они восхвалили Незримого и Барбело, из-за которой они начали существовать. И Барбело попросила дать ей вечную жизнь. И незримый Дух согласился. И когда он согласился, вечная жизнь обнаружилась, и они предстали, и они восхвалили незримый Дух и Барбело, из-за которой они стали существовать. И снова она попросила дать ей истину. И незримый Дух согласился. Истина обнаружилась, и они предстали, и они восхвалили незримый Дух и Барбело, из-за которой они начали существовать.

   6. Это - пятерица эонов Отца, который есть первый Человек, образ незримого Духа; это - Пронойа, то есть Барбело: мысль, и предвидение, и нерушимость, и вечная жизнь, и истина. Это - пятерица эонов андрогинных, то есть десятерица эонов, то есть Отец.
И он взглянул на Барбело светом чистым, которым окружает незримый Дух, и его блеском, и она понесла от него. И он породил искру света светом блаженного образа. Но это не было равным его величию. Это был единородный Метропатора: тот, что открылся, это его единственное рождение, единородный Отца, свет чистый.
Незримый девственный Дух возликовал над светом, который стал существовать, который первым был открыт первой силой его (Пронойей), то есть Барбело. И он помазал его своим благом, пока он не стал совершенным, не нуждавшимся ни в каком помазании, ибо он помазал его благом незримого Духа. И он предстал пред ним, когда он излил это на него.
Когда он получил это от Духа, он восславил святой Дух и совершенную Пронойю, из-за которой он обнаружился. И он (сын) попросил дать ему сотоварища по труду, то есть ум, и он (Дух) согласился. Когда же незримый Дух согласился, ум обнаружился и предстал близ Христа и восхвалил его и Барбело.

   7. Все они стали существовать в молчании. И ум захотел выполнить дело через слово незримого Духа. И его воля стала делом, и оно обнаружилось близ ума; и свет восхвалил его. И слово последовало за волей. Ибо словом Христос, божественный Аутоген, создал все вещи. И вечная жизнь, и его воля, и ум, и предвидение предстали и восхвалили незримый Дух и Барбело, ибо из-за неё все они стали существовать.
И святой Дух дал совершенство божественному Аутогену, сыну его и Барбело, так что тот предстал перед могущественным и незримым девственным Духом как божественный Аутоген, Христос, кому он (Дух) воздал славу громким голосом. Он (сын) открылся через Пронойю; и незримый девственный Дух поставил божественного Аутогена истины надо всеми вещами. И он подчинил ему всякую власть и истину, которая есть в нём, чтобы он мог знать всё, что было названо именем, возвышенным над всяким именем. Ибо это имя таково, которое назовут его те, кто достоин его.
Из света же, который есть Христос, и из нерушимости через дар Духа появились четыре света из божественного Аутогена. Он смотрел, чтобы они предстали пред ним: Армоцель, Ориэль, Давейтай, Элелет.

   8. И трое - это воля, Эннойа и Жизнь. И четыре силы - это мудрость, благодать, чувствование, рассудительность.
Благодать находится у эона света Армоцеля, который есть первый ангел. Вместе с этим эоном есть три других эона: милость, истина и форма.
Второй свет - это Ориэль, который был помещён у второго эона. Вместе с ним есть три других эона: мысль, чувствование и память.
Третий свет - это Давейтай, который помещён у третьего эона. Вместе с ним есть три других эона: мудрость, любовь и форма.
Четвёртый эон помещён у четвёртого света Элелет. Вместе с ним есть три других эона: совершенство, мир и София.
Это четыре эона, которые предстали пред божественным Аутогеном. Это двенадцать эонов, которые предстали перед сыном, великим Аутогеном, Христом, по воле и дару незримого Духа.
И двенадцать эонов принадлежат сыну, Аутогену. И все вещи были установлены волей святого Духа через Аутогена. И от предвидения совершенного ума через откровение воли незримого Духа и воли Аутогена появился совершенный Человек, первое откровение и истина. Это он, кого девственный Дух назвал Пигераадаман, и поместил его у первого эона с великим Аутогеном, Христом, у первого света Армоцеля. И силы его - вместе с ним. И Незримый дал ему разумную непобедимую силу.

   9. И заговорил он, и восхвалил и прославил незримый Дух, сказав: "Все вещи стали существовать из-за Тебя, и все вещи вернутся к Тебе. Я же, я прославлю и восхвалю Тебя и Аутогена, и эоны, которые три: отец, мать и сын - совершенная сила". И он (совершенный Человек) поместил своего сына Сифа во второй эон ко второму свету Ориэлю. В третий эон - в третий свет Давейтай было помещено семя Сифа. И души святых там были помещены.
В четвёртый эон были помещены души тех, кто не познал Плеромы и не покаялся сразу, но временно упорствовал и за тем покаялся; они у четвёртого света Элелета.
Это создания, которые восхваляют незримый Дух.
София же Эпинойа, будучи эоном, произвела мысль своею мыслью (в согласии) с размышлением незримого Духа и предвидением. Она захотела открыть в себе самой образ без воли Духа - он не одобрил - и без своего сотоварища, без его мысли. И хотя лик её мужественности не одобрил и она не нашла своего согласия и задумала без воли Духа и знания своего согласия, она вывела это наружу.

   10. И из-за непобедимой силы, которая есть в ней, её мысль не стала бесплодной, и открылся в ней труд несовершенный и отличавшийся от её вида, ибо она создала это без своего сотоварища. И было это не подобным образу его матери, ибо было это другой формы. Когда же она увидела плод своей воли, - это приняло вид несообразный: змея с мордой льва; его глаза были подобны сверкающим огням молний. Она отбросила его от себя, за пределы тех мест, дабы никто из бессмертных не увидел его, ибо она создала его в незнании. И она окружила его светлым облаком и поместила трон в середине облака, дабы никто не увидел его, кроме святого Духа, который зовётся матерью живых. И она назвала его именем Иалдабаоф. Это первый архонт, который взял большую силу от своей матери. И он удалился от неё и двинулся прочь от мест, где был рождён.
Он стал сильным и создал для себя другие эоны в пламени светлого огня, где он пребывает поныне. И он соединился со своим безумием, которое есть в нём, и породил власти для себя. Первая же - имя её Афоф, которую поколения называют… Вторая - Хармас, что означает "око ревности". Третья - Калила - Умбри. Четвёртая - Иабель. Пятая - Адонайу, которая зовётся Саваоф. Шестая - Каин, кого поколения людские называют Солнцем, Седьмая - Авель. Восьмая - Абризена. Девятая - Иобель. Десятая - Армупиель. Одиннадцатая - Мельхеир-Адонейн. Двенадцатая - Белиас, кто над бездной преисподней.

   11. И поставил он семь царей - соответственно тверди небесной - над семью небесами и пять - над бездной ада, так чтобы они могли царствовать. И он отделил им от своего огня, но не дал от силы света, которую он получил от своей матери, ибо он - тьма незнания. И когда свет смешался с тьмой, он побудил тьму светить. А когда тьма смешалась со светом, она затемнила свет и стала ни светом, ни тьмой, но стала больной.
Итак, у архонта, который болен, три имени. Первое имя - Иалдабаоф, второе - Сакляс, третье - Самаэль. Он нечестив в своём безумии, которое есть в нём. Ибо он сказал: "Я - Бог, и нет другого бога, кроме меня", - не зная о своей силе, о месте, откуда он произошёл.
И архонты создали семь сил для себя, и силы - каждая - создали для себя шесть ангелов, пока не стало 365 ангелов. Это же - тела имён: первое - Афоф, с обличьем овцы, второе - Элоайу, с обличьем осла, третье - Астафайос, с обличьем гиены, четвёртое - Иао, с обличьем змея семиглавого, пятое - Саваоф, с обличьем дракона, шестое - Адонин, с обличьем обезьяны, седьмое - Саббеде, с обличьем огня сверкающего. Это седьмица недели.

   12. Иалдабаоф же имел множество личин, будучи над ними всеми, так что он может перенять личину у них у всех по воле своей. Будучи среди серафимов, он отделил им от своего огня. Вследствие этого он стал господином над ними -за силы славы, которая была у него от света его матери. Вследствие этого он назвал себя богом. Но он не был послушен месту, откуда он произошёл. И он смешался с властями, которые были у него: семь сил в своей мысли. И когда он сказал, это случилось. И он дал имя каждой силе. Он начал с высшего. Первая - благо, у первого Афоф. Вторая - провидение, у второго Элоайо. Третья же - божественность, у третьего Астрафайо. Четвёртая - господство, у четвёртого Иао. Пятая - царствие, у пятого Саваоф. Шестая - ревность, у шестого Адонейн. Седьмая - мудость, у седьмого Саббатеон. У них есть твердь, соответственно эону - небу. Имена были даны им согласно славе, которая принадлежит небу, дабы сокрушить силы. В именах же, которые были даны им их Прародителем, была сила. Но имена, которые были даны им согласно славе, принадлежащей небу, означают для них разрушение и бессилие. Так что есть у них два имени. И всякую вещь он упорядочил по образу первых эонов, ставших существовать, так чтобы создать их по образу нерушимых.

   13. Не потому, что он видел нерушимых, но сила, что в нём, которая досталась ему от своей матери, произвела в нём образ порядка. И когда он увидел творение, его окружавшее, и множество ангелов вокруг себя, тех, которые стали существовать через него, он сказал им: "Я, я - бог ревнитель, и нет другого бога, кроме меня".
Но объявив это, он показал ангелам, которые были около него, что есть другой бог. Ведь если бы не было другого, к кому бы он мог ревновать? Тогда мать начала метаться (перемещаться) туда и сюда. Она узнала об изъяне, когда сияние её света уменьшилось. И она потемнела. Ибо её сотоварищ не согласился с ней". Я же, я же сказал: "Господи, что это значит: она перемещалась туда и сюда?" - Но он улыбнулся и сказал: "Не думай, что это так, как Моисей сказал: "над водами". Нет, но когда она увидела злодеяние, которое произошло, и захват, который совершил её сын, она раскаялась. И забвение овладело ею во тьме незнания. И она начала стыдиться в движении. Движение же было метанием (перемещением) туда и сюда. Самоуверенный же взял силу от своей матери. Ибо он был незнающим, ведь он полагал, что нет никого другого, если только не одна мать его. Когда же он увидел множество ангелов, созданных им, он возвысил себя над ними. А мать, когда узнала покров тьмы, что не был он совершенным, она поняла, почему её сотоварищ не был согласен с нею.

   14. Она раскаялась в обильных слезах. И вся Плерома слушала молитву её покаяния, и они восхвалили ради неё незримый девственный Дух. Святой Дух излил на неё от всей их Плеромы. Ибо её сотоварищ не пришёл к ней, но он пришёл к ней тогда через Плерому, дабы исправить её изъян. И она не была взята в собственный эон, но на небо её сына, чтобы она могла быть в девятом небе до тех пор, пока не исправит своего изъяна. И глас снизошёл с неба - из эона возвышенного: "Человек существует, и сын Человека". Протоархонт Иалдабаоф услышал это и подумал, что глас нисходит от его матери, и не узнал, откуда он снизошёл.
И обучил их Метропатор - святой и совершенный, Пронойа совершенная, образ Незримого, который есть Отец всего, от которого все вещи стали существовать, первый Человек, ибо он открыл свой вид в человеческой форме. Тогда весь эон протоархонта задрожал, и основания ада двинулись. И в водах, которые на веществе, нижняя сторона осветилась через явление его образа, который открылся. И когда все власти и протоархонт взглянули, они увидели всю часть нижней стороны, которая было освещена, и благодаря свету они увидели на воде вид образа.

   15. И тогда Иалдабаоф сказал властям, которые были с ним: "Пойдём, создадим человека по образу Бога и по нашему подобию, дабы его образ мог стать светом для нас". И они создали общими силами по знакам, которые были даны им. И каждая из властей внесла (дала) знак в вид образа, увиденного в своей душе. Иалдабаоф создал сущность по подобию первого Человека, совершенного. И они сказали: "Назовём его Адамом, дабы имя его стало для нас силой света".
Эннойа их истины - это Анаро, которая есть глава вещественной души. Она же - вместе с Эстесис-ух-Эпиптоэ.

   16. Вот число ангелов: всего их 365. Они все потрудились над ним до тех пор, член за членом, пока душевное и вещественное тело не было завершено ими. Все ангелы и демоны трудились до тех пор, пока не привели в порядок душевное тело. И труд их был незавершённым и недвижимым на долгое время. И тогда мать пожелала взять силу, которую она отдала первому архонту, она попросила Метропатора, коему присуща великая милость. И он послал по святому совету пять светов в место ангелов протоархонта. Они (светы) советовали ему, чтобы вывести силу матери. Они сказали Иалдабаофу: "Подуй в его (Адама) лицо от духа твоего, и тело его восстанет". И он подул в лицо духом своим, который есть сила его матери; и он не узнал этого, ибо пребывал в незнании. И сила матери вышла из Иалдабаофа в душевное тело, которое они создали по образу того, что существует от начала. Тело двинулось и получило силу и засветилось.

   17. И тогда-то возревновали остальные силы, ибо он стал существовать из-за всех них, и они отдали свою силу человеку, и мудрость его укрепилась более, чем у тех, кто создал его, и более, чем у первого архонта. И когда они узнали, что он светится и мыслит лучше их и свободен от злодеяния, они схватили его и бросили в нижнюю часть всего вещества. Но блаженный Метропатор, благотворящий и милосердный, имел снисхождение к силе матери, которая была выведена из протоархонта. Ведь они, архонты, могли осилить душевное и чувствующее тело. И он послал через свой Дух благотворящий и свою великую милость помощь Адаму: Эпинойу света, ту, которая произошла от него, которая была названа Жизнью. Она помогает всему творению, трудясь вместе с ним, направляя его в его полноту, обучая его о его нисхождении в семя, обучая его пути восхождения, пути, которым оно сошло вниз.
И Эпинойа света утаена в Адаме (не только затем), чтобы архонты не могли узнать её, но дабы Эпинойа могла быть исправлением изъяна матери. И человек открылся посредством тени света, которая есть в нём. И его мысль возвысилась надо всеми теми, кто создал его. Когда они снизу глянули вверх, они увидели, что мысль его возвышена. И они держали совет с архонством и со всем ангельством. И они взяли огонь, и землю, и воду, смешали их друг с другом и четырьмя огненными ветрами. И они соединили их вместе и произвели большое волнение.

   18.И они принесли его (Адама) к тени смерти, дабы слепить его снова из земли, воды, огня и духа, который из вещества, - то есть незнания тьмы, и желания, и их обманчивого духа, - это могила вновь слепленного тела, которым разбойники одели человека, - оковы забвения; и стал он человеком смёртным. Это - первый, который спустился, и первое разобщение.
Но Эпинойа света, та, что в нём, она должна разбудить его мысль. И архонты взяли его и поместили в раю. Они сказали ему: "Ешь", - то есть неторопливо. На самом деле, их наслаждение горько и красота их порочна. И их наслаждение - обман, и их деревья - нечестивость, и их плоды - смертельная отрава, и их обещание - смерть. Древо же своей жизни они посадили в середине рая. Но я научу вас, что есть тайна их жизни, то есть совет, который они держат друг с другом, то есть форма их духа. Корень (этого дерева) горек, и ветви его есть смерть, тень его - ненависть, и обман обитает в его листьях, и цветение его - помазание лукавства, и его плод - смерть, и вожделение есть его семя, и растёт оно во тьму.

   19. Место обитания тех, кто вкушает от него, есть место их отдыха. Но то, что они называют древом познания добра и зла, которое есть Эпинойа света, - они стоят перед ним, дабы он (Адам) не мог узреть своей полноты и узнать наготы своего безобразия. Но это я, который заставил их есть". - И я сказал спасителю: "Разве не змей научил Адама есть?" - Спаситель улыбнулся и сказал: "Змей научил их есть от злодеяния, порождения, желания, уничтожения, чтобы он смог быть ему полезным. И он (Адам) узнал, что был непослушен ему (первому архонту) из-за света Эпинойи, которая есть в нём, которая направляет его в его мыслях быть выше первого архонта. И он захотел забрать силу, которую он сам ему отдал. И он принёс забвение Адаму". - И я сказал спасителю: "Что такое забвение?" - И он сказал: " Это не так, как написано у Моисея и как ты слышал. Ведь он сказал в своей первой книге: "Он заставил его уснуть", но это было в его чувствовании. Так же сказал он (первый архонт) через пророка: "Я отягощу их сердца, дабы они не разумели и не видели". Тогда Эпинойа света скрылась в нём (в Адаме). И протоархонт пожелал извлечь её из его ребра. Но Эпинойа света неуловима. Хотя тьма преследовала её, она не уловила её. И он извлёк часть силы его из него. И он создал другой слепок в форме женщины, согласно образу Эпинойи, который открылся ему. И он вложил часть, которую взял из силы человека в женский слепок, и не так, как Моисей сказал "его ребро".

   20. И он (Адам) увидел женщину рядом с собой. И тогда-то Эпинойа света явилась, и она сняла покров, который лежал на сердце его. И отрезвел он от опьянения тьмой. И узнал он свой образ и сказал: "Так, это кость от моей кости и плоть от моей плоти". А потому человек оставит отца своего и мать свою и прилепится к жене своей, и станут они двое одной плотью. Ведь пошлют ему его сотоварища, и он оставит отца своего и мать свою.
И наша сестра София есть та, которая спустилась беззлобно, дабы исправить свой изъян. Поэтому она была названа Жизнью, то есть матерью живых. Из-за Пронойи высшего самовластия и через неё они вкусили совершенное Знание. Я же, я открылся в виде орла на дереве знания, то есть Эпинойа - от Пронойи света чистого, дабы научить их и пробудить от сна глубокого. Ибо они оба были в упадке, и они узнали наготу свою. Эпинойа, будучи светом, открылась им, и она пробудила их мысль. И когда Иалдабаоф узнал, что они удалились от него, он проклял свою землю. И он нашёл женщину, которая приготовила себя для своего мужа.

   21. Он был господином её в то время; в то же время он не знал тайны, происшедшей из святого совета. Они же боялись хулить его. И он открыл своим ангелам своё незнание, которое было в нём. И он изгнал их из рая, и он окутал их мрачной тьмой. И протоархонт увидел деву, которая стояла рядом с Адамом, и что Эпинойа света жизни открылась в ней. И Иалдабаоф был полн незнания. И когда Пронойа всего узнала это, она послала некоторых, и они похитили жизнь у Евы.
И протоархонт осквернил её, и он родил с ней двух сыновей; первый и второй Элоим и Иаве, Элоим с медвежьей мордой, а Иаве с кошачьей мордой. Один был праведный, другой - неправедный. Иаве он поставил над огнём и ветром, Элоима же он поставил над водой и землёй. И их он назвал именами Каин и Авель из хитрости. И по сей день осталось соитие, идущее от протоархонта. И он посеял жажду к порождению в той, кто принадлежит Адаму. И он произвёл через соитие порождение в образе тел, и он наделил их своим духом обманчивым. И он учредил над начальствами двух архонтов, так что они могли править над могилой.

   22. И когда Адам узнал образ своего предвидения, он породил образ сына Человека. Он назвал его Сифом, согласно порождению в эонах. Подобным образом другая мать послала вниз свой дух в образе, который подобен ей, и как отражение тех, кто в Плероме, с тем чтобы приготовить место обитания для эонов, которые спустятся. И он дал им испить воду забвения от протоархонта, дабы они не могли узнать, откуда они. И таким образом семя оставалось некоторое время, хотя он помогал в том, чтобы, когда Дух спустится от святых эонов, он мог бы поднять его и исцелить его от изъяна, и вся Плерома могла бы стать святой и без изъяна". - И я сказал спасителю: "Господи, все ли души тогда будут спасены в свете чистом?" - Он ответил и сказал мне: "Великие вещи поднялись в твоём уме, ибо трудно обнаружить их перед другими, если не перед теми, кто от рода недвижимого. Те, на кого Дух спустится и будет с силой, - будут спасены, и станут совершенными, и будут достойны величия, и будут очищены в этом месте от всего злодеяния и заботы испорченности. И нет у них иной заботы, если не одна нерушимость, о которой они станут заботиться из этого места, без гнева, или ревности, или зависти, или желания, или алчности ко всему. Они не заботятся ни о чём, кроме существования одной плоти, которую они несут, ожидая время, когда они будут встречены принимающими.

   23. Таковы суть достойные нерушимой вечной жизни и призыва. Они сносят всё и выдерживают всё, так что они совершат благое и унаследуют жизнь вечную". - Я сказал ему: "Господи, а души тех, кто не сделал этих вещей, но на кого сила Духа жизни спустилась?" - "Если Дух спустился на них, они будут в любом случае спасены и обратятся, то есть если сила спустится на человека, а без этого никто не сможет восстать. И после того, как они родились, тогда, когда Дух жизни становится могущественным и сила приходит и укрепляет эту душу, никто не может ввести её в заблуждение делами лукавства.
Но те, на кого дух обманчивый спускается, - совращаются им и впадают в заблуждение". - Я же сказал: "Господи, а эти души, когда они выйдут из плоти, куда они направятся?" - И он улыбнулся и сказал мне: "Душа, в которой сила станет больше духа обманчивого, - она сильна, и бежит от лукавого, и попечением Нерушимого спасена, и взята в покой эонов". - Я же сказал: "Господи, а тех, кто не познал, кому он принадлежит, где будут их души?" - И он сказал мне: "В тех дух обманчивый набрал силу, когда они впали в заблуждение.

   24. И он томит душу, и совращает её к делам лукавства, и бросает её в забвение. И после того, как она выйдет из тела, её отдают властям, тем, которые произошли от архонта, и они оковывают её оковами и бросают её в темницу и кружат её до тех пор, пока она не пробудится от забвения и не достигнет знания. И подобным образом, когда она станет совершенной, она спасена". - И я сказал: "Господи, как может душа умалиться и возвратиться в естество своей матери или в человека?" - Тут он возрадовался, когда я спросил его об этом, и сказал мне: "Воистину ты блажен, ибо ты понял! Эта душа должна следовать за другой, в которой есть Дух жизни. Она спасена через него. Её не бросают в другую плоть". - И я сказал: "Господи, те, кто познал, но отвернулся, - куда пойдут их души?" - Тогда он сказал мне: "Место, куда придут ангелы бедности, - туда они будут взяты. Это место, где нет покаяния. И они будут содержаться там до дня, в который те, кто злословил о Духе, будут пытаемы и наказаны наказанием вечным". - И я сказал: "Господи, откуда дух обманчивый пришёл?" - Тогда он сказал мне: "Метропатор, тот, кто богат своей милостью, Дух святой в каждой форме, кто милосерден и кто вам сострадает,

   25. то есть Эпинойа света, - он пробудил семя рода совершенного, и его мысль и вечный свет человека. Когда первый архонт узнал, что они возвышены более, чем он в вышине, и мыслят лучше, чем он, то он пожелал схватить их мысль, не зная, что они выше его в мысли и что он не сможет схватить их. Он держал совет со своими властями, с теми, что его силы, и они вместе совершили прелюбодеяние с Софией, и они породили постыдную судьбу, то есть последнюю из оков изменчивых: она такая, что в ней всё изменчиво. И она тягостна и сильна, та, в которой соединены боги и ангелы, и демоны, и все роды по сей день. Ибо от этой судьбы происходят всякое бесчестие, и насилие, и злословие, и ковы забвения, и незнание, и всякая тяжкая заповедь, и тяжкие грехи, и великие страхи. И таким образом всё творение стало слепым, дабы они не могли познать Бога, который надо всеми ними. И из-за оков забвения их грехи утаены. Ведь они связаны мерами, временами, обстоятельствами, между тем как она (судьба) господствует надо всем. И он (Иалдабаоф) раскаялся из-за всего, что стало существовать через него. Вновь он решил наслать потоп на творение человека.

   26. Но величие света Пронойи наставило Ноя, и он провозгласил это всему семени, то есть сынам человеков. Но те, кто был чужд ему, не внимали ему. Не так, как Моисей сказал: "Они скрылись в ковчеге", но они укрылись в месте, не только Ной, но также много других людей из рода недвижимого. Они вошли в место и укрылись в светлом облаке. И он (Ной) познал свое самовластие. И та, что от света, была с ним и стала светить на них, ибо он (первый архонт) принёс тьму на всю землю. И он держал совет со своими силами. И он послал своих ангелов к дочерям человеков, дабы они могли взять некоторых из них для себя и возбудить семя для их наслаждения. И поначалу они не добились успеха. Когда же они не добились успеха, они снова собрались вместе и держали вместе совет. Они создали дух обманчивый, имеющий сходство с Духом, который снизошёл, с тем чтобы осквернить души через него. И ангелы изменились в своём образе по образу их (дочерей человеков) напарников, наполнив их духом тьмы, который они присоединили к ним, и лукавством.

   27. Они принесли золото, и серебро, и дар, и медь, и железо, и металл, и всякого рода вещи. И они совратили людей, которые следовали за ними, в великие заботы, сбили их с пути многими обманами. Они старели, не имея досуга. Они умирали, не найдя истины и не познав Бога истины. И так всё творение было порабощено навеки от сотворения мира и доныне. И они брали женщин и рождали детей во тьме по подобию их духа. И они заперли свои сердца, и они затвердели в твёрдости духа обманчивого доныне. Я же, совершенная Пронойа всего, я изменилась в семени моём. Ведь была я в начале, ходя путями всякими. Ибо я - богатство света. Я - память Плеромы. Я вошла в величие тьмы, и я вытерпела, пока не вступила в середину темницы. И основания хаоса двинулись. И я, я сокрылась от них из-за лукавства, и они не познали меня.
Снова вернулась я во второй раз. И я шла, я вышла из принадлежащего свету, - я память Пронойи, - я вошла в середину тьмы и внутрь преисподней, я искала домостроительство моё. И основания хаоса двинулись, так что они могли упасть на тех, кто в хаосе, и уничтожить их.
И снова бежала я к моему корню света, чтобы они не были уничтожены до времени. Ещё шла я в третий раз - я, свет, который в свете, - я память Пронойи, - чтобы войти в середину тьмы и внутрь преисподней.

   28. И я наполнила лицо моё светом завершения их эона. И я вошла в середину их темницы, - это темница тела, - и я сказала: "Тот, кто слышит, да восстанет он ото сна тяжёлого!" И он заплакал, и он пролил слёзы. Тяжёлые слёзы отёр он с себя и сказал: "Кто тот, который называет имя моё и откуда эта надежда пришла ко мне, когда я в оковах темницы?" - И я сказала: "Я - Пронойа света чистого. Я - мысль девственного Духа, который поднял тебя до места почитаемого. Восстань и вспомни, ибо ты тот, который услышал, и следуй своему корню, который есть я, милосердие, и укрепи себя перед ангелами бедности и демонами хаоса и всеми, кто опутал тебя, и встань, оберегаясь от сна тяжёлого и заграждения внутри преисподней". И я пробудила его и запечатлела его в свете воды пятью печатями, дабы отныне смерть не имела силы над ним. И смотри, ныне я иду в совершенный эон. Я наполнила тебе всеми вещами уши твои. Я же, я сказала все вещи тебе, чтобы ты записал их и передал их своим духовным сотоварищам сокрыто. Ибо это есть тайна рода недвижимого".

   И спаситель дал это ему, чтобы он записал это и положил надёжно. И он сказал ему: "Да будет проклят всякий, кто обменяет это на дар, или на пищу, или на питьё, или на одежду, или на какую-нибудь другую вещь подобного рода". И это было дано ему втайне, и тотчас он скрылся от него. И он пошёл к своим соученикам и объявил им то, что спаситель сказал ему. Иисус Христос. Аминь. От Иоанна апокриф.

 

Вернуться на главную страницу

Сайт управляется системой uCoz